Судебное сообщество не оставляет надежды добиться более широкой декриминализации уголовного законодательства. Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев не раз заявлял, что в УК остается еще много составов преступлений небольшой тяжести, которые не представляют большой общественной опасности и только в 5–7% случаев наказываются лишением свободы, но ставят на человеке клеймо судимого, поражая в правах на много лет. Проблему Лебедев предлагал решить введением в Уголовный кодекс новой, промежуточной между административным правонарушением и уголовным преступлением формы нарушения закона – уголовного проступка: опаснее, чем «административка», но не влечет появления судимости, как «уголовка». В случае же повторного нарушения закона преступник должен будет нести уже уголовную ответственность.
В среду предложение судей получило поддержку омбудсмена Татьяны Москальковой. По ее мнению, к уголовным проступкам можно было бы отнести, например, такое массовое преступление, как кража – в случае, если она совершается впервые. В 2015 г., по данным судебного департамента при Верховном суде, за кражи было осуждено более 65 000 человек, из них более 11 000 – к лишению свободы. Судимость мешает социальной реабилитации отбывших наказание преступников, объяснила Москалькова.
Категория, подобная проступку, существует в законодательстве многих западных стран, в 2014 г. проступок появился и в новом уголовном кодексе Казахстана, где он описывается как умышленное действие либо бездействие, не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда. В категорию проступка вошло несколько десятков составов уголовных преступлений и часть административных составов, он наказывается штрафами, исправительными работами и арестом на срок до полугода.
Гуманизации наказания за кражу не предвидится
Уголовная ответственность будет, как и прежде, наступать за хищение более 2500 рублей
Предложение дополнить УК уголовным проступком – это компромисс между желаемым и реальным. Сколь-нибудь масштабная декриминализация уголовного правосудия требует политической воли верховной власти и общественного запроса на перемены, но практика последних лет свидетельствует скорее об отсутствии и того и другого. Карательный уклон в законодательной и правоприменительной практике привел к перегрузке судов делами по преступлениям небольшой тяжести и небольшой же общественной опасности, а колоний и сизо – осужденными и подсудимыми, это обременительно экономически и политически.
Вместо трудоемкой работы по инкорпорированию в законодательство категории проступка было бы проще и логичнее перевести часть составов из Уголовного кодекса в административный, рассуждает Вадим Волков из Института проблем правоприменения, но в российской правоохранительной логике декриминализация обычно воспринимается как потворство преступникам и встречает сопротивление системы.