Давно известна нелюбовь российской власти к стратегии и предпочтение тактики. В пределе, однако, это сводится к нежеланию принимать решения, если тактические интересы лоббистских групп слишком противоречат друг другу. Похоже, это и происходит в мыльной опере с приватизацией «Башнефти» (в принципе, конечно, вся приватизация 2000–2010-х – мыльная опера).
Решение о приватизации по определению стратегическое – государство заявляет, что рыночный путь эффективнее, пишет программу продажи активов, рассчитывает на пополнение бюджета. Дальше начинается реализация плана, и вот тут возникают непреодолимые трудности: так неудобно Иван Иванычу, а вот так – Сидор Петровичу, в третьем случае пострадает Ольга Гавриловна, а ведь это все уважаемые люди (любые совпадения имен и отчеств случайны).
Приватизация-2016 была заявлена как масштабная, но с самого начала обставлена массой оговорок. В начале февраля президент заявил, что государство должно сохранить контроль над системообразующими предприятиями; претенденты на покупку должны быть зарегистрированы в России, иметь готовую стратегию развития компании и не вправе привлекать средства госбанков.
Неожиданностью для всех стало горячее желание «Роснефти», пресс-секретарь которой еще в феврале считал возможность «одной госкомпании покупать другую» абсурдом, все-таки участвовать в приватизации. Красивая история про рыночные механизмы стала превращаться в традиционный обмен сигналами в стремлении угадать позицию главы государства. Против участия «Роснефти» в приватизации высказались главы Минэкономразвития и Минэнерго, вице-премьер Аркадий Дворкович, помощник президента Андрей Белоусов; российские и зарубежные СМИ делились инсайдом о наличии негласного поручения Владимира Путина, запрещающего «Роснефти» покупать «Башнефть». Игорь Сечин, в свою очередь, объяснял выгоды от покупки для обеих компаний и ссылался на отсутствие директивы о запрете участия в приватизации.
Обстановка вокруг сделки «чрезмерно накалилась», цитирует «Коммерсантъ» одного из своих источников, и стала причиной конфликта между чиновниками администрации президента и правительства. В таких случаях поддерживать одну из сторон – значит нарушать равновесие системы. Наиболее верное решение – это отложить решение, сославшись на плохую конъюнктуру. В конце концов, не первый раз откладываем, опыт есть.