«Мы полагаем, что связь между математическими способностями детей и родителей задается комбинацией генетических факторов и условий окружающей их среды. Мы с нетерпением ожидаем последующих исследований в этой области, которые точно определят то, насколько сильно задействованы в этом гены родителей, и определят, в каких условиях дети лучше всего развивают свои математические навыки», - заявила Мелисса Либертус (Melissa Libertus) из университета Питтсбурга (США).
В последние годы ученые активно пытаются понять, являются ли многие способности человека, в том числе музыкальные таланты, склонность к математике и науке, писательский талант и прочие отличительные черты наследуемыми с генетической точки зрения. Психологи, генетики и нейрофизиологи провели десятки и сотни экспериментов, результаты которых оказались крайне разнородными, что заставило многих ученых заключить, что подобных «генетических» связей не существует.
Либертус и ее коллеги показали, что на самом деле математические способности передаются на генетическом уровне как минимум частично, сравнив результаты простейших математических тестов и оценив остроту так называемого «чувства числа» у родителей и их детей-первоклассников в 50 семьях, живущих в Питтсбурге.
Как показали эти тесты, математические навыки детей и их склонность к решению задач математическим образом была статистически связана с тем, как с этими испытаниями справлялись их родители - чем лучше мамы и папы решали задачки, тем быстрее и качественнее с ними справлялись их сыновья и дочери.
Подобная закономерность работала не всегда, однако она была справедливой в большинстве случаев. По словам исследователей, математические способности детей можно предсказать по результатам тестов их родителей с вероятностью примерно в 46−51%.
Все это, как считают ученые, говорит о том, что математические способности действительно передаются от родителей к ребенку, и что в этой передаче задействованы как генетические, так и социальные факторы. Какой силой обладают и те и другие, Либертус и ее коллеги планируют выяснить в последующих экспериментах.