Объявлены победители Казанского фестиваля мусульманского кино 2016 года.

Первыми по звездной дорожке перед зданием Татарского государственного академического театра оперы и балета прошли кинематографисты Татарстана. Таким образом организаторы подчеркнули их значение в профессиональном сообществе. Также по дорожке прошествовали известные актеры Людмила Чурсина, Алексей Петренко-старший, Людмила Чурсина, Елена Лядова, Анна Каменкова и Владимир Вдовиченков, режиссеры Алексей Учитель, Александр Прошкин и Сиддик Бармак.

Ведущими церемонии закрытия стали заслуженный артист Татарстана Рузиль Гатин и заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

Гришаева заметила, что одним из ее предков был живший в Казани переводчик Корана Гордий Саблуков (профессор Казанской духовной академии - прим. Т-И). По ее словам, размах фестиваля мусульманского кино поразил ее.

Открылась церемония закрытия КМФМК посвященной Году кино в России видеоинсталляцией. Были показаны знаменитые персоны отечественного синематографа: Леонид Гайдай, Никита Михалков, Эльдар Рязанов и другие. Звучала музыка из балета «Шурале» Рустема Яхина, игравшие ее музыканты были группами распределены по зрительному залу. Приветственные фанфары исполнил камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой.

Вышедший на сцену заместитель Премьер-министра РТ Василь Шайхразиев от имени Президента Татарстана Рустама Минниханова поприветствовал участников и гостей Казанского фестиваля мусульманского кино.

Вице-премьер Правительства республики напомнил, что в России 2016-й объявлен Годом кино. «Приятно, что фестиваль проходит в этот год. Казань стала центром притяжения профессионалов всего мира. Для татарстанских кинематографистов это возможность заявить о себе. А наш зритель очень благодарный и ждет события весь год», - сказал он и поблагодарил членов жюри за трудную работу.

Шайхразиев заметил также, что однажды побывав в Казани, хочется в нее вернуться. Он поздравил собравшихся с Курбан-байрамом, поблагодарил участников мероприятия и пожелал им здоровья, а фестивалю долголетия.

Приза Президента Татарстана оказался удостоен фильм «Редха» («Смирение») малайзийского режиссера Тунку Моны Ризы. Приз был вручен ей Василем Шайхразиевым. Очень волновавшаяся режиссер заметила, что для нее честь присутствовать на земле, где никогда не слышали малайзийскую речь. Картина «Редха» посвящена проблеме жизни семей с детьми-аутистами.

После вручения приза Президента Татарстана Государственный ансамбль песни и пляски РТ исполнил татарскую народную песню.

Специальный приз Союза кинематографистов РТ за вклад в развитие кинематографа Татарстана председатель организации Ильдар Ягафаров вручил оператору Роберту Копосову. Ягафаров выразил надежду, что приз станет ежегодным. Копосов же пожелал успехов преемникам и заметил, что самое главное - расцвет татарстанского кино.

Сергей Лаврентьев, Сергей Анашкин и Наталья Боброва вручили приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. Ею оказалась награждена картина «Заговор сумасшедших» режиссера Альгиса Арлацкаса (совместное производство России и Испании). Приз получила Адиля Хайбуллина, пообещавшая, что он дойдет до победителя.

Лучшим короткометражным документальным фильмом фестиваля была признана картина «Жасмин» (Сирия) режиссера Альмохаммада Кальсома. Хорошо говорящий по-русски Кальсом поблагодарил за приз и интересный кинофорум. «У нас один язык - язык кино. Мы победим», - сказал он.

После малайзийский фильм «Редха» удостоился второй награды - приза «Белый слон». Тунку Мона Риза во второй раз поднялась на сцену. Она сказала, что ее проект все поддерживали и она всем благодарна, в том числе своему мужу, который не смог приехать. Также она поблагодарила отбиравшего фильмы на фестиваль Сергея Лаврентьева.

Приз мэра Казани за фильм «Мечеть Марджани. История воплощенных традиций» начальник Управления культуры города Азат Абзалов вручил Александру Долгову. Чиновник заметил, что столица Татарстана становится городом высокой культуры, площадкой для развития киноискусства.

После этого на сцене была представлена коллекция костюмов Зарины Бабаджановой и выступила рок-группа «Алма». Нонна Гришаева заметила, что одета в платье от Бабаджановой, и поблагодарила модельера.

Появившаяся на сцене исполнительный директор кинофестиваля Миляуша Айтуганова объявила, что приз «Специальное упоминание жюри» получил документальный фильм «Мой Дагестан. Исповедь». Режиссер картины Мурад Ибрагимбеков сказал, что в этом году в его семье Курбан-байрам будет особенно радостным.

Затем татарстанский режиссер Алексей Барыкин сообщил, что лучшими короткометражными неигровыми фильмами единогласно признаны две картины: «Ата Бейт» Алимжана Насирова (Кыргызстан) и представляющий необычный взгляд на реабилитацию жертв сталинских репрессий фильм «ЗК» казанского режиссера Руслана Валеева, дипломная работа выпускника КазГИКа.

Татарстанец поблагодарил родной институт и своего мастера - Барыкина. Зал засмеялся, а Барыкин заметил, что у посмотревших картину не возникнет никаких сомнений в отсутствии какого-либо блата.

Награду лучшему полнометражному документальному фильму вручил российский режиссер туркменского происхождения Усман Саларов. В этой номинации была отмечена иранская картина «Я хочу быть королем» Мехди Ганжи.

После того, как заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова прочитала стихотворение, был объявлен лучший анимационный фильм. Им стала российская лента «До лесу» Алены Ремизовой. За нее приз получил Сергей Анашкин, пообещавший передать его автору.

В новой для КМФМК номинации «Россия молодая» вручал призы режиссер, сценарист и актер Юрий Быков. Он заметил, что самый главный приз - это первый, благодаря которому кинематографиста замечают. В номинации оказались отмечены две картины: «Мама» Кирилла Плетнева и «Личное дело» Андрея Носкова. Последний фильм снят в Башкортостане.

После этого прозвучало попурри к Году кино из фильмов «Весна на Заречной улице», «Женщины», «Вертикаль», «12 стульев», «Карнавал», «Гардемарины, вперед!».

Появившаяся на сцене актриса Людмила Чурсина передала Казани земной поклон от Москвы и поблагодарила столицу Татарстана за гостеприимство. Прочитав стихотворение Федора Тютчева, она также пожелала процветания, богатства, милости Всевышнего и покрова иконы Казанской Божией Матери.

По приглашению актрисы на сцену поднялся член жюри - казанский кинооператор Валерий Севастьянов. Он наградил признанного лучшим оператором Разубека Райху («Бессмертный», Иран).

Затем зрители увидели актера Алексея Петренко-старшего. Его встретили продолжительной овацией. Артист прочитал текст из пушкинского цикла «Подражания Корану» и в канун Курбан-байрама пожелал мира, благодати, здравия и благополучия.

За лучшую женскую роль была награждена актриса монгольского происхождения Бадема, сыгравшая в китайском фильме «Норжмаа». Артистка по-русски пожелала всем доброго вечера и поблагодарила. Также она заметила, что любит Казань, после чего вручила подаренный букет Алексею Петренко и вместе с хором исполнила монгольскую песню. Российскому зрителю Бадема известна по фильму Михалкова «Урга: территория любви».

Награду за лучшую мужскую роль вручали Елена Лядова и Владимир Вдовиченков. В этой номинации оказались отмечены двое мальчиков, снявшихся в фильме «Ридха» («Смирение»). Режиссер картины Тунку Мона Риза в третий раз поднялась на сцену. Зал смеялся, а она не могла сдержать слез.

За лучший сценарий в игровом кино был отмечен сербский фильм «Ничье дитя» Мука Ршовича. Награду вручал афгано-французский кинематографист Сиддик Бармак.

После исполнения ведущей песни из фильма «Чародеи» за лучшую режиссерскую работу был награжден Сергей Потапов, снявший картину «Божество Десегой» (Якутия). Вручал награду член жюри - режиссер и сценарист Юсуп Разыков (Узбекистан). Он заметил, что номинанту не повезло больше всех, так как в жюри фестиваля большинство составляют режиссеры. Статуэтку получил, правда, не сам Потапов, а режиссер монтажа картины.

Главную награду фестиваля - за лучший игровой фильм - вручал председатель жюри - Александр Прошкин. Он поблагодарил за участие в организации фестиваля «Татаркино», Минкультуры РТ, волонтеров и Правительство Татарстана. Особо глава жюри отметил казанскую публику: по его словам, во время показов в залах не было мест даже на ступеньках. Также он выразил благодарность отборщикам за подбор фильмов, благодаря которому у фестиваля оказалась очень сильная программа.

В итоге лучшим игровым фильмом была признана иранская картина «Бессмертный» режиссера Хади Мохаммеда. Награду получил продюсер ленты Али Реза Шахрохи, сотрудник Гостелерадио Ирана, неоднократный призер КМФМК.

Завершило церемонию закрытия фестиваля совместное пение деятелями искусств Татарстана и хором посвященной республике песни.

Конкурсную программу оценивало авторитетное жюри под председательством известного кинорежиссера, народного артиста России, лауреата Государственной премии СССР Александра Прошкина. В состав жюри входили: режиссер, сценарист, продюсер Сиддик Бармак (Афганистан, Франция), режиссер, кинооператор Усман Сапаров (Туркменистан), режиссер, сценарист Юсуп Разыков (Узбекистан, Россия), кинооператор Валерий Севастьянов (Татарстан). Конкурсантов в номинации «Россия молодая» оценивали режиссер, сценарист, актер, композитор Юрий Быков (Москва) и режиссер, сценарист, продюсер Алексей Барыкин (Казань).

В конкурсную программу КМФМК-2016 было отобрано 60 фильмов из 33 стран (в отборе приняло участие более 700 заявок из 50 стран).

Напомним, в рамках фестиваля прошли конкурсные и внеконкурсные показы фильмов, мастер-классы режиссеров Сергея Соловьева, Юрия Быкова, Константина Лопушанского, Петра Буслова и других, состоялись творческие встречи с актерами театра и кино Юрием Назаровым, Людмилой Хитяевой, Анной Каменковой, Данилой Дунаевым, продюсером Рубеном Дишдишяном и другими. Ежедневно в пресс-центре фестиваля в кинотеатре «Родина» организовывались пресс-конференции с основными героями дня. Для гостей и участников фестиваля состоялись экскурсии по достопримечательностям Казани и ее окрестностей.

Напомним, учредителями фестиваля являются Министерство культуры РТ, мэрия Казани, Совет муфтиев России. Фенстиваль проходит под патронатом Президента РТ Рустама Минниханова. Девиз фестиваля - «Через диалог культур к культуре диалога».