Как сообщает 25 августа 2016 года пресс-служба ОНФ, они предлагают рассмотреть возможность включить омуль в действующую федеральную программу по развитию рыбохозяйственного комплекса подпрограмму по воспроизводству омуля. Предлагается также вариант создания на базе уже существующего госпредприятия рыбоводно-воспроизводительный комплекс. Все предложения будут направлены в Минсельхоз РФ.
ОНФ получает обращения граждан, обеспокоенных резким сокращением в Байкале популяции омуля. Эксперты ОНФ видят основную причину в том, что предпринимаемые сейчас меры не позволяют восстанавливать необходимый объем популяции ценной промысловой рыбы.
Сейчас предприятия, наносящие вред озеру и его обитателям, после расчета величины причиняемого вреда, должны восполнить водоем необходимым количеством рыбы. Предприятиям Иркутской области, для которых выращивание молоди рыб является непрофильной деятельностью, платят за выращивание и выпуск в водоемы рыбы единственному частному рыбоводному предприятию Иркутской области. При этом данная компания не имеет собственной базы для воспроизводства рыбы, а арендует для этих целей два государственных рыбозавода.
По словам экспертов, ориентировочная ежегодная стоимость компенсационных мероприятий в Иркутской области сегодня составляет 30−50 млн рублей. Однако с 2009 года в основном воспроизводятся два вида рыб - пелядь и хариус, которых выпускают преимущественно в водохранилища области.
Тем временем байкальского омуля в Байкале становится все меньше. За 15 лет улов сократился почти в четыре раза. В 2001 году вылов этой рыбы составил 2468 т, в 2005 - 1399 т, а в 2015 г. - 793 т.
«С 2009 г. в Байкал рыбоводными заводами Иркутской области не выпущено ни одного малька знаменитой промысловой рыбы - байкальского омуля. Дело в том, что разводить хариуса и пелядь выгоднее, чем омуля. За них можно получить больше денег, - рассказал активист ОНФ из Иркутска, главный специалист-эксперт ООО 'ГидроБиоКонсалтинг' Анатолий Манякало. - Стоит отметить, что вдобавок расценки на воспроизведение рыбы у единственной компании, которая этим занимается, значительно выше, чем рекомендуется Росрыболовством».
По словам Анатолия Манякало, до 2003 года государственные омулевые рыбзаводы финансировались как за счет бюджетных средств, так и за счет так называемых «компенсационных средств». «А с 2006 года эти средства оказались в частных руках, в результате чего предприниматели стали выращивать то, что им наиболее выгодно. И омуль в эту категорию не попал, - отметил он. - Государство же в лице Росрыболовства самоустранилось от регулирования ситуации в этой сфере. По этой же причине наша рыбная отрасль теряет байкальские омулевые рыбзаводы. Из-за недофинансирования они пришли в упадок и без дополнительных вливаний со стороны государства им не подняться».
По данным Росрыболовства, за последние пять лет в рамках компенсационных мероприятий в водоемы России было выпущено свыше 2 млрд личинок и молоди, что покрывает потребность в воспроизводстве рыбы в стране примерно на четверть.
В 2015 году Минсельхоз России и Росрыболовство разработали законопроект, пересматривающий изменение механизма компенсационных мероприятий. Он предусматривает два вида компенсации - натуральную и денежную. Законопроект на данный момент уже прошел все процедуры межведомственного согласования, однако правительством РФ в Госдуму так и не был внесен.