Владивосток, 29 июля.
Первая в России летняя смена в формате JuniorSkills (программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве), инициированная представительством президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, поддержанная представительством Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе, была проведена Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» во Всероссийском детском центре «Океан», расположенном в пригороде Владивостока. В течение полутора недель ребята из Красноярского и Хабаровского краев, Новосибирской области и Республики Саха-Якутия на мастер-классах и тренировочных занятиях постигали азы ряда компетенций в формате JuniorSkills. Обучение завершилось двухдневными соревнованиями, на которых корр. PrimaMedia побывали вместе с руководителем представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольгой Куриловой и сотрудниками представительства.
Участников соревнований по компетенции «Электромонтажные работы» мы застали в самый разгар выполнения задания первого конкурсного дня - ребята из Новосибирской области, Якутии и Хабаровского края собрали схемы прямого и обратного реверса двигателя.
Как пояснил эксперт по данной компетенции, начальник отдела профориентационной работы Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования Константин Дерунец, аналогичное задание является одним из модулей взрослых чемпионатов WorldSkills International (международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру).
- Основная часть участников приехала с нулевыми знаниями и этой компетенцией никогда не занималась, - сказал Константин. - Поэтому в течение полутора недель мы проводили ознакомительные занятия и предварительную тренировку со всеми, а при составлении команд сделали так, чтобы в каждой был лидер, который и имеет какие-то знания и навыки в области электромонтажных работ.
А вот среди участников соревнований по компетенции «Мобильная робототехника» в основном те, кто занимался робототехникой раньше. Например, серьезный Андрей Проничев из Красноярского края, перешедший в седьмой класс, объясняющий свой выбор следующим образом: «Робототехника - очень перспективное направление. Сейчас вообще популярна автоматизация производственного процесса. Начал заниматься, мне понравилось, я решил совершенствоваться в этом направлении». Хотя это еще не значит, что Андрей окончательно определился с будущей профессией. Здесь же, в «Океане», в ходе смены JuniorSkills в качестве дополнительной компетенции он выбрал электромонтаж, где его учили практически с нуля. Со следующего года собирается заниматься еще одной компетенцией - прототипированием (о том, что это такое, рассказ еще впереди). Вот такой серьезный подход к своему будущему. При этом не забывает и о других увлечениях, например, спортивных: летом - плавание, зимой - лыжи.
- Эффект от движения JuniorSkills виден невооруженным глазом, - говорит эксперт компетенции, старший преподаватель Уральского государственного педагогического университета Иван Шимов. -Во-первых, это ранняя ориентация. Во-вторых, большой стимул для ребят показать свои знания. От других соревнований чемпионаты JuniorSkills отличается тем, что здесь ребята глубоко погружаются в ту или иную компетенцию и выполняют задание длительное время. Им никто не подсказывает. То есть уровень самостоятельности достаточно высок. А если чемпионаты JuniorSkills идут параллельно соревнованиям WorldSkills, то юные участники видят, чего они могут достичь в дальнейшем, до какой планки им нужно дорасти. И выбирают соответствующее образование. Но даже если им не понравится та или иная компетенция, они могут выбрать что-нибудь другое. Так, собственно говоря, уже происходит. У нас есть ребята, которые выбрали робототехнику в качестве дополнительной компетенции, а теперь хотели бы сосредоточиться только на ней.
Надо сказать, что задание, которое получили участники соревнований по компетенции «Мобильная робототехника», было достаточно сложным. Нужно было изготовить робот - транспортно-погрузочное средство, - который, двигаясь по трассе, соберет и складирует некие условные изделия. Это в первый день конкурса. Во второй задача существенно усложняется - изделия, которые нужно собрать, имеют разный цвет - в зависимости от него и требуется произвести складирование.
Не менее сложное и интересное задание у участников соревнований по компетенции «Прототипирование» (прототипирование, выражаясь научным языком, - это быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы системы в целом). В данном случае ребята собирают прототип некоего лабораторного прибора - автоматизированного дозатора, представляющего собой небольшую «карусель» с пробирками и двумя двигателями: один приводит в движение «карусель», второй - штоф поршня, с помощью которого выполняется манипуляция по наполнению пробирок строго отмеренной дозой определенного реактива.
Часть деталей ребятам уже выдана, другую они должны изготовить сами с помощью специальной компьютерной программы и 3D-принтера.
- Сложности, конечно, есть, - поделилась своими впечатлениями ученица восьмого класса из Якутска Виталина Григорьева. - Но у меня получается. Я и раньше занималась прототипированием, но совсем чуть-чуть. Здесь нас познакомили с новыми командами, которые я раньше не знала. Не знаю, чем буду заниматься в будущем, но прототипирование мне нравится.
- Я считаю, что, работая с детьми 6−7-х классов, преждевременно ориентировать их на определенные рабочие профессии: электромонтажника, сварщика, стекольщика, кровельщика и т.д., - рассуждает эксперт компетенции, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТИТ Пушкинского района Санкт-Петербурга Алексей Рытов. - Но прививать некие навыки, которые им понадобятся в перспективе, когда они через шесть лет пойдут в институт, полезно и необходимо. Ведь что такое прототипирование? Это инженерное 3D-моделирование, это основы конструирования, которые вплотную смыкаются с робототехникой и электроникой. Это то, что понадобится в будущем тем, кто изберет эти специальности.
Возможно, будущие инженеры состязались в соревновании по компетенции «Инженерная графика CAD» (CAD - computer-aided design/drafting - система автоматизированного проектирования). Причем делали это сразу в двух возрастных группах до 14-ти и до 17-ти лет.
К моменту нашего визита ребята уже справились с первым модулем задания (создали эскизы и чертежи по выданным деталям) и приступили ко второму модулю - изготовление детской игрушки из выданных 3D-деталей по чертежу, который предстояло еще и скопировать.
- Вы знаете, в движении JuniorSkills я с 2014 года, то есть с того момента как она появилась в России (по инициативе Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства образования и науки РФ и Министерства промышленности и торговли РФ), - говорит эксперт компетенции, доцент Уральского государственный горного университета (г. Екатеринбург) Наталья Савинова.
- Лично мне это движение нравится потому, что в нем я вижу по-настоящему заинтересованных ребят, - продолжает Наталья. - А поскольку я работаю со студентами, то мне как представителю высшего образования хотелось бы получать более качественных выпускников, более продвинутых в техническом плане. К сожалению, школа этот момент упустила совершенно. А ведь это очень важно многим, в особенности для мальчишек. И движение JuniorSkills как раз может помочь им в этом. Знаете, в этой смене много начинающих ребят. Но вот буквально вчера в конце мастер-класса одна девочка подошла к своему руководителю и спросила: «А где мы будем заниматься дальше?» Я считаю, что это и есть главный результат нашей смены: что нашлись ребята, которым выбранная ими компетенция понравилась и которые теперь хотят заниматься ею дальше.
- Конечно, задания, предложенные детям, впечатляют, - делится своими впечатлениями руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова. - Не менее сильно впечатляет, с какой серьезностью и, я бы даже сказала, профессионализмом, они их выполняют. Без сомнения, за такими детьми будущее.
Хорошее будущее видится и для всего движения JuniorSkills в Дальневосточном федеральном округе.
- Есть планы привлекать на следующий год к этой работе на базе «Океана» ребят из Китая, Японии, Кореи. Первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаска «Вольное дело» Виктор Пронькин, с которым мы общались только что по телефону, согласился, что это вполне логично, поскольку JuniorSkills является международной инициативой. Тем более что в 2019 году в рамках чемпионата WorldSkills, который пройдет в России, планируется провести первый международный чемпионат JuniorSkills. А предварительно в 2017 году в Абу-Даби на чемпионате WorldSkills провести презентационное соревнование JuniorSkills. Кстати, подобные соревнования по разным компетенциям хотят провести многие страны: Белоруссия, США, Нидерланды, Индия и т. д. Подобные соревнования могут проводиться и в России, а конкретней, в Приморье, в ВДЦ «Океан».
- Мы также обсудили с Виктором Пронькиным возможность организации всероссийского центра компетенций JuniorSkills на площадке ВДЦ «Океан» с привлечением детей из стран АТР, - продолжает Ольга Курилова. - На базе такого центра компетенций в формате JuniorSkills могли бы продвигаться важные для ДФО компетенции, такие, например, как судостроение, авиастроение и подводная робототехника. В таком центре обязательно должен появиться и методический центр по подготовке педагогов из Сибири и Дальнего Востока в качестве экспертов JuniorSkills по разным компетенциям.
Как рассказала Ольга Курилова, Дальневосточное представительство АСИ собирается привлекать к работе по развитию движения JuniorSkills в ДФО самый широкий круг заинтересованных лиц: предпринимателей, руководителей департаментов и отделов образования региональных и муниципальных органов власти, представителей вузов. И, разумеется, работать в связке с полпредством президента в ДФО.
Свой комментарий по телефону корр. PrimaMedia дал и первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаска «Вольное дело» Виктор Пронькин:
- Я думаю, «Океан» должен стать методическим центром по развитию программ движения JuniorSkills и по развитию профессионального отдыха детей на Дальнем Востоке. Надеемся, что компетенции, которые стартовали здесь в первый раз, будут освоены и педагогами центра. И это будет постоянная лагерная смена, в течение которой приехавшие дети будут обучаться различным компетенциям. Также сюда будут приезжать педагоги дополнительного образования и школьные учителя, чтобы обучаться у педагогов «Океана» этой методике.
Надо отдать должное Дальневосточному представительству АСИ и представительству президента в Дальневосточном федеральном округе, который выдвинул инициативу провести смену JuniorSkills на площадке ВДЦ «Океан», и руководство центра. В результате удалось реализовать проект первого подобного модельного лагеря в стране, отметил собеседник агентства.
- Мы надеемся на подобное сотрудничество и в дальнейшем, а также на тиражирование подобного опыта другими детскими лагерями в других регионах, - сказал Виктор Пронькин.