С начала продаж ее скачали более 80 миллионов человек, а правообладатели заработали около 50 миллионов долларов. Мобильное приложение работает по принципу дополненной реальности: цифровая картинка на экране накладывается на настоящую местность. Игра проходит в телефоне, но декорациями к ней выступает весь настоящий окружающий мир.
Как выяснилось, в России тоже ведутся разработки игр с дополненной реальностью. Правда, в отличие от западных аналогов, они будут безопасными и познавательными.
Ростовчанин Сергей Кузьминский с партнерами основал компанию, которая занимается разработкой мобильных приложений по новой технологии. Чтобы узнать, как это работает, корреспондент «РГ» протестировал один из их первых продуктов - квест «Старинные часы».
Сначала скачиваю мобильное приложение на телефон и загружаю нужный маршрут. На экране появляется карта Ростова и виртуальный компас. Идем по первому заданию. Объект на пересечении улицы Пушкинской и переулка Островского. Компас указывает ровно на солнечные часы. Задание - найти «необычную цифру»… На циферблате часов - римские цифры, они все одного шрифта, лишних значков нет… Сначала непонятно, где искать ответ. Но через минуту соображаю: стрелка солнечных часов поддерживается украшением в форме «восьмерки». Ввожу ответ - «8». Верно! Тут же на экране появляется несколько фактов о солнечных часах. Узнаю, что их стрелка по-научному называется гномон. А конкретно эти часы, оказывается, установили… Впрочем, не будем раскрывать всех тайн. Скажем лишь, что первое задание было разминочным и самым легким. С каждым правильным ответом загадки становятся все интеллектуальнее и сложнее. Если я сам не могу ее разгадать, то беру подсказки. Так тоже можно.
Вот мы подходим к стене, разрисованной граффити. Игра спрашивает: сколько обезьян вы видите? Я ищу их в нарисованных джунглях. Вот одна, вторая, третья… - Три! - Ввожу ответ, но на экране появляется лишь дразнящаяся рожица и надпись: «Ты не все увидел». Ищу скрытые картинки, намеки, силуэты… бесполезно. «Наведите телефоном на стену», - подсказывает Сергей. Навожу - сверху на стене сидит и ухмыляется четвертая мультяшная обезьянка. Причем изображение объемное, к мартышке можно подойти, рассмотреть ее с разных сторон. Она сидит на стене, машет тебе ручкой и подмигивает с хитрой улыбкой.
- Вот это и есть дополненная реальность. Приложение позволяет вам найти в игре объекты, невидимые глазу, - рассказывает Сергей. - Проблема игры Pokemon Go в том, что, как выяснили ученые, она может вызывать привыкание, психические расстройства и даже шизофрению у пользователей. Мы же предлагаем использовать «дополненную реальность» в мирных целях. У нас будут игры, а также познавательные квесты и специальные туристические гиды.
Сейчас ребята разрабатывают несколько пеших маршрутов, где в игровой форме пользователю расскажут о главных достопримечательностях южнороссийских городов. Мы проходим каждый день мимо домов, которые являются уникальными объектами с точки зрения истории или архитектуры, и не знаем об этом. Или, например, планируем побывать в чужом городе и не тратить время на бесцельное шатание, а сразу получить о нем комплексное представление. Здесь помогут такие гиды.
- Мы заказываем маршрут у профессиональных историков, затем сюжет дописывают профессиональные журналисты и писатели. Получается абсолютно достоверное и увлекательное путешествие. Маршруты могут быть общими, по главным достопримечательностям города или тематические, - рассказывает Сергей, пока мы проходим очередной уровень квеста. - Например, вы хотите посмотреть достопримечательности дореволюционного Ростова. Закачиваете маршрут в свой телефон и идете по нему. По каждому объекту можно получить текстовую справку, аудиолекцию, видео. Но самое крутое - это то, что дополненная реальность позволяет воссоздавать даже такие объекты, которые не сохранились до наших дней. Например, мы хотим воссоздать в реальной пропорции 3D-модель уникального собора Александра Невского, который стоял в самом центре Ростова и был разрушен в начале 1930-х годов.
Игры с дополненной реальностью тоже будут с интеллектуальным уклоном. Например, в одной из них пользователь становится сыщиком уголовного розыска и расследует серию загадочных ограблений и убийств в Ростове 1920-х годов, когда город имел негласный статус криминальной столицы России. Сюжет игры основан на реальных событиях. Вам предстоит пройти по домам, где когда-то были воровские «малины» и жили настоящие бандиты, урки и жулики. Чтобы выйти на след неуловимой ростовской банды, придется намотать не один километр по старым улочкам, опросить местных жителей, решить немало головоломок и собрать все необходимые для обвинения улики.
Еще одна игра будет проходить в Азове двухтысячелетней давности, когда эту территорию населяли древние сарматы. Третья игра перенесет в мистический Ростов, населенный духами и привидениями. Всех сюжетов ребята не раскрывают, но обещают, что будет интересно.
К чемпионату миру по футболу, который пройдет в России в 2018 году, они планируют создать квесты на нескольких европейских языках. Большинство игр будут платными, но несколько сделают общедоступными, чтобы как можно большее количество иностранцев узнали о культуре России. Еще одну игру ребята подарят самому Ростову.
Прямая речь
Дмитрий Рус, писатель.
- Игра Pokemon Go не только может быть вредна для психики, но и опасна с точки зрения госбезопасности. Разработчик игры - Niantic Labs. Компания была основана Джоном Хэнком, который также основал проект Keyhole («Замочная скважина»).
А теперь внимание, следите за руками, - Keyhole спонсировался венчурным фондом In-Q-Tel. Это фонд ЦРУ, вполне официально созданный в 1999 году.
При помощи этой игры можно решить такую сложную задачу, как постоянно обновляемое картографирование поверхности планеты, включая дороги, базы и так далее. Автомобили-роботы от «Гугла» заглянули во все переулки, картографировав наши города, машины, лица… Оставалась одна проблема. Как заглянуть в наши дома, подвалы, тенистые аллеи, казармы, госучреждения и далее по списку? И что бы вы думали? Все та же контора, Niantic Labs, выпускает гениальную вирусную игрушку по новомодной технологии дополненной реальности.
Стоит скачать приложение и дать соответствующие права (доступ к камере, микрофону, гироскопу, GPS, подключаемым устройствам), и ваш телефон тут же завибрирует, сообщая о нахождении первых трех покемонов (первая тройка всегда появляется сразу и поблизости)! Игра потребует заснять их со всех сторон, счастливо наградив вас первым успехом. А заодно получив фото помещения, где вы находитесь, включая координаты и угол наклона телефона. Поздравляю вас! Вы только что провели съемку вашей квартиры! Дальше объяснять?
Например, захочется кое-кому узнать, что сейчас делается в здании Госдумы. И у десятков депутатов, уборщиц, журналистов завибрируют телефоны: «Покемоны рядом!» И счастливые граждане извлекут свои смартфоны, активируя камеры, микрофоны, GPS, гироскопы… И закрутятся на месте, глядя в экран и нагружая каналы связи терабайтами видеопотка.
Бинго! Мир стал другим. Добро пожаловать в новую эру.
Игорь Петровский, пресс-секретарь главы Донской митрополии.
- Если виртуальные монстры появятся внутри культовых зданий, в синагогах, мечетях или церквях, это может вызвать дискомфорт у людей. В таком случае возникнет законный вопрос к разработчикам игры: ведь что мешает программисту, находящемуся за тысячи километров, разместить покемонов вблизи железной дороги, или на опасной стройплощадке? Здесь уже начинаются странные игры, и вполне возможно, когда-нибудь ими будут заниматься органы правопорядка. Если все же электронная игрушка и ловец покемонов появятся на территории православного храма, то верующие не должны проявлять излишнюю агрессию. Воспитанный человек, даже и увлеченный игрой, никогда не спровоцирует реальный конфликт из-за виртуальной «балбешки», добрый же прихожанин всегда найдет возможность поддержать за локоть споткнувшегося о церковную ступень покемона.