Фамилия Кулибин не зря стала в России нарицательной. Россияне любят что-нибудь изобрести, чтобы облегчить собственный быт или позабавить соседей, но не имеют понятия о коммерциализации инноваций.
Константин Фурсов и Томас Тернер из НИУ ВШЭ в статье «На Бога надейся, а сам не плошай! Исследование пользовательских инноваций в России» проанализировали изобретательские практики в разных странах. На основе зарубежных исследований и собственного опроса 1670 человек из разных регионов России они выяснили, что наши соотечественники чаще иностранцев разрабатывают и используют собственные технические новинки в быту. «Домашних изобретателей» среди россиян 9,6%, это значительно больше, чем среди британцев (6,1%), американцев (5,2%), японцев и корейцев (3,7 и 1,5% соответственно).
Сферы домашнего изобретательства в России широки: от высокотехнологичных изделий до разнообразных приспособлений для кормления животных и работы в саду и огороде. Одни пытаются улучшить технологии и усовершенствовать имеющиеся приборы и оборудование, другие стремятся компенсировать недостаток средств для покупки находчивостью. Большинство домашних новаторов (59,4%) живут в малых городах с населением менее 100 000 жителей и в селах, столичных жителей среди них всего 10%.
Привычка изобретать развилась в советское время с его бедным бытом и пропагандой всего, что можно «сделать самому», а «хозяйке взять на заметку». Сохранение этих практик, очевидно, считается полезным; общество, тем более сельское, не успело стать полностью потребительским. Новинки охотно и нередко бескорыстно распространяются среди друзей и знакомых, для многих изобретателей это своего рода способ самовыражения.
С другой стороны, локальное изобретательство широко распространено в неформальном хозяйстве. Один из соавторов исследования о «гаражной экономике» Александр Павлов рассказывал, что работники автосервисов сами создавали станки и стенды для сложного ремонта кузовов и двигателей, чтобы сэкономить на покупке дорогостоящего импортного оборудования.
Как «гаражной экономике» не нужен масштаб, так и бытовым инновациям не нужна коммерциализация. Домашние изобретения редко выходят за стены домов и гаражей из-за слабого развития рынка интеллектуальной собственности в России, отмечает Фурсов.